Управление ит-инфраструктурой

Основная идея концепции управления ИТ-инфраструктурой в бизнес- информатике — рассмотрение таких аспектов деятельности ИТ-подразделений, как управление ландшафтом систем и поддерживающей их аппаратной базой для обеспечения непрерывности и надежности предоставления ИТ- сервиса. Принято считать, что грамотно спроектированная ИТ-инфраструк- тура способствует оптимизации расходов на ИТ, минимизации рисков интеграции, обновления и замены ее компонентов, повышению производительности и защищенности ИТ-сервисов. Однако для достижения всех этих преимуществ необходимо грамотное выстраивание стратегии управления инфраструктурой ИТ. Она основывается, как правило, на определении требований к таким ранее рассмотренным компонентам архитектуры предприятия, как информационная, прикладная и техническая архитектура. Именно в соответствии с требованиями бизнеса и выстраиваются такие компоненты, как:

• Базы данных и хранилища данных.

• Информационные потоки внутри и вне организации.

• Портфель прикладных систем.

• Стандарты на программно-аппаратные средства.

• Системы управления инфраструктурой, средства обеспечения безопасности, системное ПО.

В частности, для всех вышеперечисленных категорий элементов существует единая концепция создания логической модели ИТ-инфраструктуры — формирование баз данных о конфигурациях ИТ, CMDB (Configuration Management DataBase). Именно подобные централизованные хранилища позволяют иметь доступ к единому каталогу объектов ИТ-инфраструктуры на уровне конфигурационных единиц CI (Configuration items). К ним относятся все элементы: от принтеров до операционных систем, от стоек СХД до сетевых розеток. Важно понимать, что управление конфигурациями по своей сути значительно отличается от периодически используемого в качестве синонима понятия управления активами. В частности, управление активами может относиться к бухгалтерскому процессу учета закупочных цен, амортизации и др., тогда как управление конфигурациями относится больше к взаимодействию конфигурационных единиц, к их расположению в модели ИТ-инфраструктуры, к их текущему статусу.

Управление конфигурациями в идеальном случае должно организовываться не ради учета, а для повышения эффективности поддержки пользователей, планирования мощностей, оперативной локализации причин инцидентов / проблем на основе анализа данных изменений конфигурационных единиц за период. Так как CMDB учитывает не только инфраструктурные, но и программные ресурсы, то это позволяет отслеживать договорные обязательства и своевременно организовывать продление лицензий.

Преимущества от описания CMDB могут распространяться и на другие аспекты управления ИТ на предприятии. Так, в сервисном подходе, подразумевающем создание единого каталога ИТ-сервисов, для формирования их описаний и расчета стоимости необходимо представлять, какие ресурсы используются для оказания услуги и каковы их загрузка / ограничения. Так, в детальных описаниях сервиса можно найти информацию про конфигурации сети, аппаратные ресурсы, версии используемых приложений, расчетное число пользователей. Все эти данные (включая связи между ресурсами) хранятся в виде конфигурационных элементов в CMDB, представляя достаточно полную картину.

Существует сложность в дальнейшей синхронизации с системами / базами на предприятии в процессе обновлений / инвентаризации / списании, однако при наличии весомых причин для внедрения CMDB возможно найти компромиссные варианты, особенно за счет средств проектирования, часто входящих в состав систем, подобных HP SM. К тому же, если компания принимает решение использовать виртуализацию / облачные вычисления, информация о связи компонентов ИТ крайне необходима, в первую очередь для осуществления контроля над инфраструктурой и сохранения информации о ссылках / связях конфигурационных элементов (что также снижает риски).

Важно, что наполненная и поддерживаемая в актуальном состоянии база CMDB может помочь при анализе нагрузки на различные ее элементы и соответственно своевременно выявлять «узкие места», проводя необходимые изменения и / или осуществляя регламентные работы. И напротив, если сбой в каком-либо из элементов все-таки уже произошел, появится возможность быстро перевести критичные для бизнеса приложения на другие доступные мощности.