Обобщение (суммирование) позволяет собрать воедино, интегрировать важные мысли, значимые факты, основные переживания клиента, заложив тем самым базис дальнейшего обсуждения. Оно осуществляется в форме высказывания, кратко обобщающего суть его сообщения, устанавливающего определенную последовательность тем или подытоживающего результат, достигнутый в ходе отдельного этапа разговора, всей беседы или даже ряда сессий. Такое суммирование может звучать в форме предварительного вывода, например: «Похоже, что из того, что вы рассказываете, самое главное…», «Если я правильно понимаю, вы испытываете по этому поводу…». Обобщение демонстрирует клиенту присоединяющуюся позицию консультанта, оно как бы говорит ему: «Я слушал(а), что вы говорили, и, мне кажется, вы сказали следующее…». Оно позволяет избежать повторов и циклических возвращений клиента к определенным темам, упорядочивает вербальный сумбур некоторых из них и тем самым помогает структурировать процесс консультирования. Обобщая суть высказанного клиентом на определенном этапе разговора, консультант, стимулируя его рефлексию, может спросить: «Как вы считаете, что из этого следует?», «Что это может означать?», «Как мы должны это понимать?». Если клиент приходит на консультацию несколько раз, то совместное обобщение содержания предыдущих разговоров может открывать каждую новую встречу.
Хотите узнать, где в Краснодаре можно взят кредит на выгодных условиях? Тут уместно на сайт www.кредитвкраснодаре.рф заглянуть, на котором про быстрые кредиты в Краснодаре есть самая актуальная информация. Примите это к сведению.
Слушание — вообще достаточно редкий социальный талант, а активному слушанию нужно специально учиться и не допускать во взаимодействии с клиентами ошибок, к которым обычно относят следующие формы реагирования: 1) приказы, команды («Мне трудно сейчас об этом говорить, я сейчас расплачусь». — «Плакать тут нечего, успокойтесь и рассказывайте»); 2) (псевдо)угрозы («Ну, если вы будете только плакать, у нас ничего не получится»);
3) советы, автоматически помещающие психолога «сверху», а клиента — «снизу» («Я считаю, что вам…», «Я посоветовал бы вам…», «На вашем месте я бы…», «Правильнее всего будет сделать так…»);
4) (псевдо)логические аргументы («Я чувствую себя так неуверенно, так робко в ее присутствии…» — «Ну, а что, собственно говоря, вам чувствовать себя неуверенно? С опытом все придет!»);
5) чтение моралей или призывы к совести, долгу, нравственности («Я ничего не могу с собой поделать, хотя знаю, что он давно и прочно женат…» — «Но ведь это должно вас останавливать, Вы же не должны разрушать чужое счастье, чтобы построить свое?»);
6) «постановка диагноза» («Не могу понять, почему в ее присутствии я робею и глупею…» — «Сейчас я вам объясню, почему у вас так получается…»); 7) обвинение («И вот сейчас он бросает меня, я чувствую, как с каждым днем он от меня отдаляется…» — «Ну так ведь вы сами и виноваты, ведь…»); 8) ложная похвала, которую психолог вынужден усиливать в случае сомнений клиента («На меня никто не обращает внимания, потому что я некрасивый…» — «Почему же? Вы по-своему очень даже красивый…» — «Вы это нарочно говорите, чтобы меня утешить…» — «Да нет же, говорю вам. Вы и в самом деле очень привлекательный…»); 9) отрицание, снижение значимости проблемы («Не берите в голову…», «Да бросьте…», «Ну что вы, в самом деле… Вы же взрослый человек…»); 10) отшучивание, уход от обсуждения, отстранение («Ну, не делайте из мухи слона», «Что, так серьезно?», «Да неужели…?», «Из-за таких пустяков?», «Сейчас не время говорить об этом…», «Оставим это до другого раза…», «Ну, сейчас это не так уж и важно…»); 11) неуместные, задаваемые как бы не всерьез вопросы («Порой бывает так тяжело, что кажется, я этого не вынесу, наложу на себя руки…» — «Да неужели вы когда-то всерьез задумывались о самоубийстве?»); 12) оценки и суждения, часто с применением житейских и фольклорных афоризмов, ассоциаций, понятных по большей части только самому консультанту, демонстрацией своей проницательности, «подлавливания» клиента («Какая-то нелепая ситуация… я вижу, вы чего-то не договариваете…», «Ну, такого не может быть, наверное, вы чего-то не поняли…», «Все это — последствия вашего неправильного поведения» или «В последнее время сын совершенно отбился от рук…» — «Ну, маленькие детки — маленькие бедки, а большие детки… сами понимаете, так что ничего удивительного…»).