Снова в школу

«Выравнивание организации» — фраза, завоевавшая популярность наравне с ситуативным лидерством. Лично я, в некотором смысле, выступаю за это самое выравнивание. Иерархия может породить немало проблем, если человек считает, что ему по ранжиру положено контролировать других. Вот почему мы аннулировали права и привилегии, обычно сопровождающие высокую должность, например угловой кабинет, личное место на парковке или секретарь-референт. Мы выступаем за иерархию талантов, но против символов власти, которые сопровождают титул.

И все же символы власти доставляют массу хлопот. Тридцать процентов всех проблем в организации приходятся на то, что я называю школьной ерундой: кого поощрить и кого наказать, как одеваться, когда приходить, как обращаться к вышестоящим лицам, как себя вести. Хуже того, сюда же нужно добавить и корм для «зеленоглазого чудовища» — зависти: почему кому-то повысили зарплату, а кому-то нет, почему той сотруднице достался лучший клиент, а этому сотруднику предложили членство в правлении.

Среди «школьных истерик» одна из самых частых и неприятных для меня связана с титулами и визитными карточками. В Semco позволено писать на визитках все, что душе угодно. У меня лично визиток вообще нет, так что проблема с титулом отпадает. Зато у Жоао Вендрамима на визитке значится: «Блистательный фараон, ответственный за поставки». А на визитке Хосе Алинани нет ничего, кроме его имени. Большинство сотрудников последовали его примеру, но Уби- рахар Фрейтас, придя в Semco, по собственному почину решил назваться президентом. Вскоре клиенты и поставщики цокали языками, приговаривая, какая жалость, что Хосе Алинани, президента Cushman & Wakefield Semco, понизили в должности.

Гул сожаления нарастал, и сотрудники Semco даже стали просить Хосе Алинани обозначить свою президентскую должность на визитке, но тот отказался. Проблема окончательно созрела, когда клиенты, желая поговорить с президентом, начали звонить Убирахару вместо Алинани. В итоге я написал Алинани в электронном письме, что если это так важно для клиентов, ему стоит все же назваться в визитке президентом, поскольку предназначение визитной карточки — удовлетворять амбиции клиентов. «Клиентам нужен президент, — написал я, — следовательно, они должны получить президента». И Алинани пришлось согласиться. Внутри компании визитка Алинани ничего не значит, как визитки и титулы всех остальных. В Semco человек ценится по делам, а не по тому, кем или чем он командует.