Принцип единоначалия

Доказательство, предоставляемое практикой управления, показывает, что специализации отдается большее предпочтение, нежели единоначалию. Однако это предпочтение не заходит так далеко, чтобы можно было утверждать, что единоначалие вообще не соблюдается ни в одной организации. Если линейный служащий принимает правила финансового отдела по оформлению заявок, можно ли утверждать, что он не подчиняется власти финансового отдела? В любой реальной административной обстановке власть разделена на сферы, и утверждение, что это разделение не противоречит принципу единоначалия, требует иного определения власти. Зависимость линейного служащего от финансового отдела не отличается в принципе от рекомендации Тейлора, что, в случае программирования работ, работник должен подчиняться одному мастеру, а в случае механизированных операций — другому.

Принцип единоначалия, возможно, становится более оправданным, если свести его к следующему: в случае противоречия двух указаний, во-первых, подчиненный точно должен знать, приказанию какого из вышестоящих начальников следует подчиняться, во-вторых, санкции власти должны применяться к подчиненному только для того, чтобы увеличить его послушание этому* начальнику.

Когда принцип единоначалия сформулирован в такой ограниченной форме, он более устойчив, но вместе с тем решает меньше проблем. Во-первых, он больше не требует единой иерархии управления, за исключением улаживания конфликтов власти. Он не затрагивает далее, каким образом власть должна быть распределена по элементам организации (т.е. вопроса о способе специализации) и по каким каналам она должна осуществляться. Наконец, даже такая урезанная концепция единоначалия противоречит принципу специализации, потому что, когда выявляется какое-либо несогласие и члены организации возвращаются к формальным линиям управления, то в решениях могут выразиться только те типы специализации, которые представлены в организации власти.

Сфера контроля. Считается, что эффективность управления повышается при ограничении числа подчиненных, подотчетных какому-либо руководителю, до небольшого размера, скажем, не более шести. Тезис о том, что сфера контроля должна быть узкой, уверенно признается в качестве третьего неопровержимого принципа управления. Общие аргументы, представляемые здравым смыслом о необходимости ограничения сферы контроля, достаточно известны, и нет нужды их здесь воспроизводить. Менее известно, что можно сформулировать противоположную по смыслу пословицу управления, которая, несмотря на меньшую известность, может быть подкреплена столь же правдоподобными доказательствами. Пословица такова: эффективность управления повышается при минимизации уровней управления, через которые должна проходить информация, прежде чем оказаться в деле.