Первый вопрос, который мы рассмотрим в этой главе о маркетинге, — это связи с общественностью (пиар). Что такое пиар? По существу, это формирование репутации вашей компании. Другими словами, формирование мнения людей о вашем бизнесе на основе (в данном случае) факторов, подкрепляющих позитивную оценку. Пиар преследует две цели: рассказать окружающим о существовании вашего бизнеса и создать у них позитивное впечатление. Крупные компании, как правило, имеют целые департаменты, занимающиеся исключительно этим вопросом. Зачастую пиар-команда входит в состав маркетингового департамента, который занимается прежде всего «строительством бренда».

Бренды — довольно интересная штука. Они, безусловно, существуют в природе, но их очень трудно описать, «пощупать» и даже визуализировать. Пожалуй, ключевым элементом любого бренда является его узнаваемость. Речь идет о тех ассоциациях, которые возникают у людей, когда они слышат название компании или видят ее логотип. Я не специалист по управлению брендами, да и книга эта посвящена в общем- то другим вопросам, но два важных аспекта все же хотелось бы отметить. Во-первых, если вы сумеете создать уникальный и узнаваемый бренд, он может стать самым ценным активом вашего предприятия. Возьмем для примера компанию Coca-Cola. Какие активы для нее самые значимые? Заводы по производству напитков и вереницы грузовиков, доставляющих эти напитки в магазины, кафе и супермаркеты? Вряд ли. Самым значительным активом этой компании является ее бренд, известный буквально в каждом уголке мира. И во-вторых, бренды и те ценности, которые они представляют, должны отражать реальность. В конечном счете бренд — это не просто логотип или зарегистрированная торговая марка; это показатель того, как работает ваш бизнес. Не превращаются ли заявления, которые делаются от имени вашей компании, в пыль при столкновении с реальностью? Может быть, ваш бренд и пиар твердят «Мы лучшие!», а на самом деле вы не способны удовлетворительно решать проблемы клиентов? Вспомните, о чем я говорил выше: чтобы продать бизнес, нужно быть беспощадно объективным. Если ваш бренд и пиар не отражают действительности, рано или поздно вы столкнетесь с крупными проблемами. Впрочем, довольно заумных рассуждений. Вернемся к пиару.

Вообще говоря, пиар — недешевое удовольствие, и если вы обратитесь к специалистам, это может быть очень правильным решением. Большинство пиар-фирм, в которых я бывал, имеют обставленные дорогой мебелью офисы в элитных районах, а на прилегающих стоянках полно роскошных автомобилей. За все это, конечно, кто-то должен платить, и здравый смысл подсказывает, что эти кто-то — клиенты. Но вы и сами многое способны сделать — так сказать, пиар по принципу «сделай сам». Профессиональные издания практически во всех отраслях бизнеса постоянно ищут материалы, которыми можно заполнить страницы. Если вы найдете правильный подход, они с удовольствием напечатают статью (или ряд статей) о вашей компании. Однако, прежде чем мы перейдем к техническим подробностям проникновения на страницы, следует определиться, на кого именно будет ориентирован ваш пиар и какое послание вы можете сообщить целевой аудитории, чтобы на нее повлиять.
Весьма занимательный сайт PERLIFE мне повстречался в интернете. Все о продвижении и заработке в социальных сетях! Подобная тема на сайте PERLIFE рассматривается подробно и обстоятельно. Примите это к сведению.